Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
1 cc407Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16»

Официальный информационный сайт

Наша фотогалерея

Статистика

Главная Здоровье Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в ДОУ и семье
Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Ведь научно-технический прогресс является основой причиной снижения двигательной активности современного человека. Именно поэтому эта тема является актуальной и на сегодняшний день, так как наши дети слишком много уделяют времени телевизору, компьютеру и ведут малоактивный образ жизни.

Очень важно помнить, что недостаточность движения является угрозой для здоровья малышей. Недостаточная двигательная активность (или гиподинамия) в последние годы отмечается не только у детей старшего возраста, но и у детей раннего возраста, что впоследствии приводит к нарушению осанки, плоскостопию, задержки развития роста, а также возникновению хронических заболеваний. Поэтому активной деятельности детей надо уделять особое внимание.

Движение - это естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания. Большая подвижность детей оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм, в целом, более приспособленным к условиям внешней среды.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств.

По мнению психологов: маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений?

Дети в самостоятельной деятельности любят бегать. Если бег становится чрезмерно продолжительным, это ведет к перевозбуждению нервной системы и переутомлению. Вовремя подсказанный ребенку сюжет вносит в бесцельную беготню целесообразность, вызывает необходимость регулирования движения. Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Таким образом, движения детей дошкольного возраста становятся полноценным компонентом игровой деятельности.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся теперь ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразными.

Каждый день мы начинаем с утренней гимнастики. Проводим её в игровой форме: «Мы самолётики», «Воробьи-воробушки», «Ежики», «Часики» и т.д. Используем различные предметы (платочки, ленточки, кубики, погремушки, султанчики и др.)

Комплекс утренней гимнастики «Ежик»

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в гости. А к кому—отгадайте:

Лесом катится клубок, у него колючий бок. Он охотится ночами за жуками и мышами.

Дети. Ежик.

Воспитатель. Правильно; ежик. Мы отправляемся в гости к ежику.

Идем по лесу. (Ходьба в колонне по одному (15 секунд).) Идем по болоту. (Ходьба на носочках (10 секунд).)

Идем по узкой тропинке. (Ходьба приставным шагом вперед (10 секунд).)

Убегаем от лисы. (Бег в колонне (15 секунд).)

Подходим к домику ежика. (Ходьба (10 секунд).)

Построение в круг.

Воспитатель (показывает игрушечного ежика). Посмотрите, а вот и ежик.

Ежик. Здравствуйте, ребятки. Я только что проснулся. Давайте вместе сделаем зарядку.

Упражнение «Ежик потягивается».

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Хорошо потянуться, руки через стороны поднять вверх. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп медленный.

Указания об осанке.

Упражнение «Ежик приветствует ребят».

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Наклонить голову вперед. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп медленный.

Указание детям: «Не делайте резких движений головой».

Упражнение «Ежик прячет лапки».

Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки опущены. Руки за голову, локти в стороны, голова прямо. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Ежик пьет молочко».

Исходная позиция: стоя на коленях, руки за головой. Сесть на пятки, ладони на колени, опустить голову. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «После приседаний хорошо выпрямитесь».

Упражнение «Ежик сердится».

Исходная позиция: стоя на коленях и ладошках, низко опустить голову, выгнуть спинку. Вернуться в исходную позицию. Дыхание произвольное. По вторить 5 раз.

Упражнение «Ежик радуется встрече с детьми».

Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки на поясе. 8—10 подпрыгива ний, 8—10 шагов. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

Указание детям: «Прыгайте легко».

Заключительная часть

Ходьба змейкой за ежиком (25 секунд).

Ходьба обычная (20 секунд).

Дыхательное упражнение «Дуем на лапки». Вдох, ненадолго задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить2 раза.

Дети благодарят ежика и возвращаются в группу.

Гимнастика после дневного сна "Бодрящая гимнастика".

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим, но как проснутся малышу в хорошем настроение и активно продлить день?
Бодрящая гимнастика и игры с настроением помогают детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, способствует мышечной радости. Это как раз то, к чему мы всегда стремимся!
Без движения ребёнок не может вырасти здоровым! Упражнения начинаются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивают гимнастику ходьбой по " дорожкам здоровья".

Гимнастики пробуждения «Медвежата»

Материал: дорожки - раздражители, индивидуальные коврики у кровати. Ходьба по дорожке проводится в медленном темпе: дети идут друг за другом мелкими шагами, постепенно переходя из сектора в сектор, ощущая стопами ног различные поверхности. Это формирует тактильное восприятие стоп, что благоприятно воздействует не только на оздоровление, но и на активное познание окружающего мира и развитие интеллектуальных способностей детей. Начиная ходить босиком, следует соблюдать принципы закаливания - постепенность и систематичность, а также ориентироваться на возраст и индивидуальные особенности.

Время проведения: после дневного сна. Темп медленный, спокойный,

комфортный. Характер движений – плавный. Температура воздуха: +22С

Предварительная работа: в гости к ребятам приходит Мишка и помогает

воспитателям уложить детей спать.

Ход оздоровительной гимнастики:

1. Пробуждение под спокойную музыку: упражнения в кровати:

Это кто уже проснулся, кто так сладко потянулся?

Потягушки - потягушки - потягушечки

От носочков до макушечки.

Уж мы тянемся – потянемся, маленькими не останемся.

С боку на бок повернулись, (3-4 раза)

И сказали дружно-дружно: "Мы проснулись! "

I. Воспитатель ласковым тихим голосом объявляет детям подъем. Предлагает снять с себя одеяло и принять И. П.

Под легкую тихую музыку дети постепенно просыпаются, убирают с себя одеяло, ложатся на спину.

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В: поднимаем правую руку, затем левую, потягиваются, в И. П;

- И. п: лежа на спине, руки вдоль туловища. В: правую ногу согнуть в колено и прижать к себе - выпрямить, затем левую, плавно попеременно опускать.

Воспитатель: - Ребята, пока вы спали, Мишка рассказал мне, как его медвежата просыпаются и делают зарядку. Давайте с вами представим, что вы маленькие медвежата и сделаем зарядку.

2. Самомассаж

Мы - весёлые медвежатки,

Лапку правую потрём, а потом её встряхнём

Вот и левой лапке тоже, правой лапкой мы поможем

Ушко левое своё левой лапкой достаём

(Растирают уши снизу вверх и обратно

до покраснения и ощущения тепла)

Правое не забываем, лапкой правой умываем.

Проведём по шёрстке лапкой (Проводят пальцами обеих рук

Будет лобик чистый, гладкий (по лбу от середины к вискам

Дальше глазки закрываем, (Гладят закрытые глаза от

Каждый гладим, умываем (переносицы к глазу и обратно)

Чистим носик осторожно (Указательным пальцем энергично

проводят по крыльям носа)

Грудку нам разгладить можно (Гладят и постукивают по груди)

Вот и чисты медвежата (Руки поднимают вверх)

Вот и выспались ребята!

3. Зарядка: "Медвежата в чаще жили. "

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так, дружно дерево качали.

А потом они ходили (ходьба по- медвежьи)

И из речки воду пили. Вот так, вот так,

И из речки воду пили. (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так, лапы выше поднимали! 2 раза

Сели - встали, сели - встали,

По дорожкам побежали

4. Ходьба по дорожкам - раздражителям

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Вот так, вот так шагают наши ножки.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом

Впереди течёт река, многоводна, глубока.

А вот это ёжик - ни головы, ни ножек. (Ходьба по ребристым дорожкам)

5. Стоп, закончилась зарядка!

Вдох и выдох для порядка.

Раз, два, три - мы покружились,

И в ребяток превратились!

Воспитатель: - Мишке очень понравилась наша зарядка, но ему пора

возвращаться в лес к своим медвежатам! Но мы обязательно с ним еще

встретимся.

Проведение подвижных игр в течение дня и на прогулке.

Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

Во второй младшей группе подвижные игры проводятся помимо занятий ежедневно в помещении и на прогулке. Продолжительность игры от 8 до 10 минут. Содержание игр желательно сочетать с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий (рисование, развитие речи и т. д.), как правило, проводятся игры большой подвижности; после физкультурных и музыкальных занятий – средней и малой подвижности.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

Описание. Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: "Волк идет!" – зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

Указания к проведению. Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Первое время роль волка выполняет воспитатель, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию.

Физкультурные занятия на улице

Основной формой развития двигательной активности детей в детском саду являются физкультурные занятия.

Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре.

Физкультминутки

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Воспитатель должен предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Первые признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Листики осенние

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели и на землю тихо сели. (присесть)

***

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения

Для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Поэтому двигательная активность в жизнедеятельности человека играет значительную роль, ведь движение- это жизнь.

Воспитатель МБДОУ №16 группы №7

Еремчук Надежда Ивановна

man 
Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".

minpros2-205x65-5-0 8bd2207fa40d2-205x65-5-0 236546669bcc2-205x65-5-0 a5258aebf6bcbanbibl2-205x65-5-0 c2ea85ec1f0a2-205x65-5-0 e21f40edc5692-205x65-5-0 b2ece112ab5b22-205x65-5-0 e21f40edc5693gos teldov